Воспитательные технологии в формировании личности выпускника - 4 Апреля 2017 - Сайт ГБПОУ СО "Дергачевский Агропромышленный лицей"
 Четверг, 02.05.2024 
САЙТ ГБПОУ СО "ДЕРГАЧЕВСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ЛИЦЕЙ"
 1959   НАМ65 ЛЕТ!   2024 



Приветствую Вас Гость | RSS 

Основные сведения
/>
2024 - Год семьи
/>

Архив новостей
 
Календарь
«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Погода
+18
°
C
+23°
+
Дергачи
Воскресенье, 11
Суббота
+23° +
Понедельник
+21° +11°
Вторник
+20° +
Среда
+20° +
Четверг
+20° +10°
Пятница
+20° +12°
Прогноз на неделю
Статистика посещения сайта
 
Поиск по сайту
Форма входа
 

Главная » 2017 » Апрель » 4 » Воспитательные технологии в формировании личности выпускника
09:48
Воспитательные технологии в формировании личности выпускника

10 марта в лицее прошло заседание педагогического совета по теме "Воспитательные технологии в формировании личности выпускника". Целью педагогического совета являлась интеграция и применение педагогических усилий и умений для успешного формирования личности выпускника.

 

Задачи: 

  • познакомиться с существующими современными воспитательными технологиями;
  • изучить практический опыт классных руководителей, мастеров п/о, использующих в своей работе современные воспитательные технологии;
  • способствовать активизации педагогов в освоении и внедрении в учебно-воспитательный процесс современных педагогических (воспитательных) технологий.

ПОВЕСТКА:

I. Теоретическая часть.  Актуальность темы.

1. «Современные воспитательные технологии в процессе формирования личности обучающегося» - заместитель директора по учебно-воспитательной работе Сайфетдинова С.А.

II. Из опыта работы педагогов лицея:

1 группа  «Технология КТД» (Абжалимова М.Б., Бокова И.В., Жакупов А.С., Колесникова Н.А.)

2 группа «Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания» (Белякова О.С., Жанталиева К.Б., Мурзагалиев Д.К., Беляев И.А., Бадаева И.М.)

3 группа  «Технология педагогического разрешения конфликта» (Рабынин А.Н., Какулин А.Н., Богачёв В.А., Ермолаева С.М., Шапиев А.А.)

4 группа «Технология предъявления педагогического требования» (Орлюк В.В., Семёнова Н.В., Улыбин А.А., Горбачёв А.В., Гепалов А.А.)

III.  Работа в микрогруппах.

IV. Презентация творческого задания, подведение итогов.

V. Решение заседания педагогического совета.

Одной из основных целей работы любой современной образовательной организации  является развитие креативной компетентности личности как средства формирования прочных знаний, повышения интереса к познанию, подготовки обучающихся к жизни в социуме. Для того чтобы личность обучающегося развивалась должно быть одно важное условие – мотивация. В зависимости от нее и будет определяться направление развития. Для того, чтобы ребенок воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для него, для решения которой ему предстоит применять уже полученные умения, а также новые знания, которые еще предстоит приобрести. Современные дети обладают уникальными особенностями и во многом отличаются от детей прошлого века. Физиологически и психологически они не похожи на своих родителей, что вызывает трудности в их воспитании.

           Главная особенность современных детей состоит в том, что они обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей 20 века. Системно-смысловое сознание ребенка нацелено на осмысление окружающей действительности как смысловой реальности. Вопрос «Зачем?» пришел на смену вопросу «Почему?». Не причинно-следственная зависимость объектов и явлений интересует современного ребёнка, а смысл поступков и действий. Смысловая ориентация становится источником и побудителем развития личности. Иными словами, если ребенок принимает и понимает смысл поступка или действия, которое он должен совершить, то он будет его выполнять.
        Образование на сегодняшний день – это не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а, прежде всего воспитание, развитие личности, ее социализация. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы. В настоящее время государство упорно пытается бороться с культурно-нравственным кризисом в стране. Но чем объяснить, что при высокой степени доступности информации упало качество разговоров и мыслей, литературы, поэзии, музыки, творчества, качество науки и медицины? Чем объяснить, что грязь, пошлость, ложь возведены в ранг общественно приемлемых если не норм, то вполне терпимых ценностей? К сожалению, образовательная организация вынуждена жить по навязанным извне правилам, она не обеспечена необходимыми ресурсами, не вольна, не демократична. Она подчинена внешней системе, тогда как спрос с неё растет неадекватно ее возможностям. И нам с вами приходится искать инструменты для решения этой проблемы.

          Воспитанием детей занимаются многие государственные и социальные институты, но семья всегда была и остается главным из них.
Тревожно, что семья утрачивает свою воспитательную роль, отвергаются прежние идеалы, ценности, нормы и правила. Воспитательная работа в образовательных организациях осложняется сменой ценностей в обществе. Изменилась социальная среда, порою виртуальный мир воздействует сильнее и ярче.

 

 

 (Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации).               Да, и я продолжу ваши мысли. Позвольте мне рассказать одну небольшую историю:

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязная и порванная. Она подбирала какие- то предметы и складывала их в сумку.

Родители позвали детей и велели им держаться подальше от этой старушки. Когда она проходила мимо, нагибаясь, чтобы что- то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Я думаю, вы согласитесь, что не всегда внешний вид человека или видимое его поведение отражают его истинную сущность. Предназначение педагога помогать, поддерживать, сопровождать самодвижение, саморазвитие обучающегося. Именно неудачи, унижения, несправедливость, отсутствие веры в ребенка старших рождают в нем обиды, страх, чувство вины, которые деформируют чистую, открытую детскую душу и поселяют в ней злобу и агрессию.

          В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ современное понимание качества образования трактуется как способность соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и удовлетворять запросы и потребности заказчиков в новых образовательных результатах. Решение этих задач, как показала практика, не всегда возможно традиционными способами образования и воспитания. Развитие образовательной организации может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений. И среди инновационных направлений можно выделить педагогические технологии, воспитательные педагогические технологии, т.к. сегодня мы говорим о них.
              Воспитательные технологии это одно из средств воспитания,  система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение  воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

        Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

  • Диагностирование
  • Целеполагание
  • Проектирование
  • Конструирование
  • Организационно – деятельностный компонент
  • Контрольно – управленческий компонент
  • Содержательный компонент

      Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

     Воспитательные технологии могут различаться по разным основаниям:

  • по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);
  • по целям и задачам (воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);
  • по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучший результат);
  • по функциям педагога, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);
  • по подходу к ребёнку.

        Характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.   Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:

  • Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)
  • Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)
  • Содержательная (предметная) деятельность
  • Завершение
  • Проекция на будущее. Все технологии условно можно разделить на три группы: традиционные, новые и новейшие, все они активно применяются в воспитательном процессе.

      Рассмотрим отдельные воспитательные технологии, которые получили достаточно широкое распространение в массовой практике.

Среди прочих известных и отлично зарекомендовавших себя в практике воспитательной работы традиционные: технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова, технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и внедрены более полувека назад, их содержание также актуально и в наши дни.

Технология коллективного творческого воспитания

Игоря Петровича Иванова.

       Технология коллективного творческого воспитания (другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская методика, методика коллективных творческих дел) была разработана и внедрена Игорем Петровичем Ивановым, доктором  педагогических наук Российской Академии образования, профессором и  его сподвижниками. Организация творческого воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения. Технология коллективного творческого воспитания – это такая  организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Технология гуманного коллективного воспитания

Василия Александровича Сухомлинского.

        Главная цель: нравственно – воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу.

Конечная цель воспитания: умный, добрый, честный, порядочный человек.

Подцели: воспитание гуманистических отношений, чувства красоты. Человечности, сострадания, уважения к родителям.

Идеи и принципы:

  • в воспитании нет главного и второстепенного;
  • воспитание – это прежде всего человековедение;
  • эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления;
  • принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов;
  • культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы;
  • приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость;

        Следует несколько слов сказать о гуманно-личностной технологии Шалвы Александровича  Амонашвили, академика РАО, известного советского и грузинского педагога - ученого и практика, который разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход.

            Технология педагогики сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются:

  • переход от педагогики требований к педагогике отношений
  • гуманно – личностный подход к ребёнку
  • единство обучения и воспитания

Самой  распространенной по применению воспитательной технологии – технология организации и проведения группового воспитательного дела  Н.Е. Щурковой. Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

Технология предъявления педагогического требования – технология воспитания, ведущим принципом которой является культуросообразность форм предъявления требования, защищающих ребенка от прямого давления. Педагогическое требование – предъявление нормы культурной жизни и организация жизнедеятельности детей на уровне данной нормы. Основные правила предъявления педагогического требования: скрытая педагогическая позиция, этикет в оформлении требования, детализация выдвигаемых требований, акцентирование на положительной программе действий, положительное подкрепление требования, терпеливое ожидание результатов.

Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания

   (Олег Сергеевич Анисимов, Николай Петрович Капустин). Именно рефлексивное воспитание позволяет человеку выстраивать траекторию своей дальнейшей жизнедеятельности, реализовывать саморазвитие личности и побуждает нести ответственность за результаты своего труда.

Технология педагогического разрешения конфликта – технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта.Способы разрешения конфликта; юмор, «психологическое поглаживание, компромисс, анализ ситуации, подавление партнера, разрыв связи.

        Индивидуализированное воспитаниетакая организация воспитательного процесса,      при которой индивидуальный подход, индивидуализация воспитания и индивидуальная модель взаимодействия учителя и ученика являются приоритетными.  

        Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизм саморегуляции. Основная задача применения рефлексивной технологии – обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в трудной работе по самостроительству.

      Таким образом, рассмотренные современные технологии воспитания позволяют корректировать уровень воспитанности обучающихся, создают условия для саморазвития и самореализации личности, ее успешной социализации в обществе.

      Владение педагогическими технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта. А это означает, что уровень овладения педагогической технологией для нас должен быть не элементарным, а  профессиональным.

      Современномой образовательной организации нужен педагог с позицией воспитателя. Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии, веру в возможности каждого ученика, установку на диалог, на открытое общение, освоить приёмы эмоциональной саморегуляции, развить эмпатию, педагогический такт, деликатность. Необходимо ориентироваться в первую очередь на развитие ребёнка, научиться создавать ему условия для самоопределения, самореализации, освоить технологии групповой и индивидуальной, работы в ситуациях выбора. Важно уметь анализировать результаты своей работы, вовремя перестраивать её, брать на себя ответственность.

II. Работа в микрогруппах. Проблема выбора воспитательных технологий: попытки решения вопроса.

А сейчас я приглашаю вас в картинную галерею. Перед вами три зала: № 1, №2, №3. (классный руководитель показывает картины, изображающие жизнь как наслаждение, жизнь как общение и жизнь как поиск её смысла, но никак это не комментирует и названия залов не называет). Пусть каждый из вас выберет тот зал, в который ему хотелось бы войти. Те, кто выбрал первый зал, пересядьте за первый стол и т.д. Выразите общее мнение: почему вам хотелось войти именно сюда? (Идёт обсуждение.)

А теперь давайте узнаем, в какой зал вам захотелось войти. Идеи зала:

1.Жизнь как наслаждение.

2. Жизнь как общение с другими людьми.

3. Жизнь как поиск смысла жизни.

В такие ли вы залы хотели попасть? Теперь, узнав идею зала, вы уверены в вашем выборе. Если нет, у вас есть возможность изменить своё решение ( повторный выбор).

Что побудило вас к новому выбору?

1 группа  – создает систему правил «Семь «Не», представляющую семь действий педагога, не способствующих воспитанию личности обучающегося.

2 группа – выбирают воспитательные технологии для работы с детьми девиантного поведения.

3 группа  – выбирают воспитательные технологии для формирования у обучающихся интереса к общественной жизни лицея, формирования активной гражданской позиции.

4 группа – создают систему правил «Десять заповедей успешного воспитания», представляющие десять заповедей педагога, успешно способствующих воспитанию личности лицеиста.

III. Презентация творческого задания, подведение итогов.

Я думаю, что сегодня между нами протянулась нить взаимопонимания, и чтобы эта связь не оборвалась, закрепим её добрыми пожеланиями дуг другу. Я приглашаю всех в круг.

Игра «Паутинка»

Передавая соседу клубок ниток, участник говорит ему доброе пожелание...

Посмотрите, как мы все друг другу нужны, поднимите эту нить, посмотрите, она ещё хрупка и непрочна. И только от нас зависит, сделаем ли мы основу для прочного ковра взаимопонимания. Запомните этот миг.

Решение:

  1. Классным руководителям, воспитателю общежития, социальному педагогу, библиотекарю
    1. продолжить изучение современных воспитательных технологий,
    2. применять рассмотренные на заседании педсовета воспитательные технологии в работе с обучающимися.
  2. Заместителю директора по УВР

2.1.провести заседание педагогического совета по другим воспитательным технологиям до 1 июня 2017 г.

2.2. заслушать классных руководителей, воспитателя общежития, библиотекаря, социального педагога об использовании в работе с обучающимися современных воспитательных технологий.

Просмотров: 2738 | Добавил: ptu53 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Открыть мобильное приложение
/>
Система персонализированных коммуникаций
/>
ОБЪЯСНЯЕМ.РФ
/>target=/>
Другое дело
/>
СТОПКОРОНАВИРУС
/>
Дневник.ру
/>
Оценка качества услуг
/>
ГОСУСЛУГИ
/>
Портал правовой информации
/>
Министерство образования и науки РФ
/>
Министерство образования Саратовской области
/>
Горячая линия Министерства образования
/>
МИЦ регионы России
/>
СОИРО
/>
Телефон доверия для подростков и их родителей
/>
Фонд поддержки детей
/>
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
/>
Единое окно доступа к информационным ресурсам
/>
Единая коллекция ЦОР
/>
Российское образование Федеральный портал
/>
Рособрнадзор
/>
Администрация Дергачевского муниципального района
/>
ВФСК ГТО
/>
Регион 64
/>
БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА
/>
Минпросвещения России
/>
Наша электронная библиотека
/>
МЫ ВКОНТАКТЕ
/>
МЫ В ОДНОКЛАССНИКАХ
/>
413460, Россия, Саратовская обл., Дергачевский р-н п.Советский, ул.Целинная 17. тел. +7-845-63-46248
Лицензия МО СО от 06.02.2014 № 1301. св-во о гос.аккредитации МО СО от 22.01.2018 № 1579
Эл. почта: ptu53@yandex.ru; VK: https://vk.com/public200186547
ГБПОУ СО "Дергачевский агропромышленный лицей" Категория 12+ © 2024